Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Сегодня, дорогие братья и сестры, Святая Церковь предлагает нам для назидания Евангельское чтение от Апостола Луки, в котором повествуется притча о сеятиле, произнесенной Иисусом Христом.
Данная притча хорошо знакома нам. Она легко воспринимается читателем, как впрочем, и другие Евангельские притчи. Богочеловек Иисус Христос говорить со своими слушателями на их языке, говорит доступно, максимально просто, но Божественно мудро. Предлагая в качестве образов или сравнения вещи или действия из обыденной жизни простых людей. Христос именно поэтому часто использует этот стиль проповеди – притчи, для того, что б сообщать важный глубинный смысл духовных законов его слушателям. Видь сам Господь предсказал это о Себе, еще задолго до этих событий, говоря устами псалмопевца Давида: «Отверзу в притчах уста Моя» (Пс.77:2).
Так и сегодня, в качестве сравнения, предлагается обыденное занятие – сеяние злаковой культуры. Однако под внешними действиями человека, подразумевается процесс проповеди вечной жизни и степень восприятия этой проповеди индивидуально в каждом человеке. Где проповедник, он же сеятель – это Богочеловек Иисус Христос. Зерно – Новозаветное учение. Почва – внутренний мир человека. Все просто.
Очень часто при прочтении Священного Писания, мы пытаемся перенести изложенные события на контекст окружающей нас культуры, от чего местами происходит не понимание или искажение прочитанного. Важно помнить, что культура и обычаи, которые окружают автора книги – это культура и обычаи его времени. По этому, прежде чем преступить к размышлениям на счет предложенного сравнения следует сделать некоторое уточнение. Для более точного восприятия прочитанного текста нужно знать топографические особенности данной местности, то есть местности, в которой живут и трудятся слушатели Иисуса Христа. Холмистая местность Палестины и другие природные особенности не всегда позволяет устроить обширное поле для злаковой культуры. Часто люди были вынуждены делать, относительно небольшие, террасы на которых совершалось сеяние. И в таком случае, конечно возможно, что часть зерен попадет на камни террасы, часть за террасу или на дорогу, а часть попадет и в хорошую землю.
Новозаветное учение – констатация факта любви Божия к Своему человеку. Бог стремиться вернуть человеку потерянный рай, и делает это, но стремиться ли человек вернуться? Учитывая контекст притчи о сеятиле, данный вопрос можно рассматривать как определяющий ориентир в жизни. То, что Бог предлагает Своему человеку, само по себе уникально. Но в деле восприятия предлагаемого определяющее значение имеет способность к восприятию.
Принципы православной аскезы направлены на воспитание человека. На воспитание его сердца как духовно-эмперического органа чувств, откуда берут начало намерения, мысли и побуждение человека. Православная аскетика имеет четкую задачу, сделать сердце человека способным воспринять Евангелие Царства Божия. Аскеза представляет собой комплекс духовных практик, таких как: молитва; пост (духовный и телесный); воплощение в жизнь добрых дел (во всех их разновидностях); чтение Священного Писания и не только чтение, но и Его обязательное изучение; чтение и изучение святоотеческого наследия. Каждый из этих аспектов по своему значим, по этому важно не частичное, а комплексное их исполнение.
Но первое о чем следует сказать в контексте нашего сегодняшнего поучения это внимание. Современный мир, по большому счету, ведет сражение за внимание человека. Предлагая призрачные и часто недостижимые образы через рекламу. Предлагая всю жизнь провести в суете, в погоне за призрачным счастьем. И как бывает горько от разочарования, которое приходит в зрелые годы. Разочарование в ложности ценностей предложенные окружающим социумом.
Однако Церковь создает для человека такие условия, в которых он в состоянии на мгновение остановиться во всем этом вихре информационного пространства и заглянуть внутрь самого себя. Заглянуть и определить, что им движет, и главное, в каком направлении. Церковь акцентирует внимание человека на важных вещах. Церковь говорит человеку о его величии и достоинстве. Церковь говорит о том, что человек по призванию и замыслу соучастник Богу, причем не идейно, а по существу.
Церковь – не социальная институция, а благодатный организм установленный Богом, которой как маяк в ночной тьме неустанно сигнализирует об опасности погибнуть. Обратим ли мы внимание? Задумаемся ли всерьез, как и для чего живем? Нам решать, на что именно обратить внимание, на суетные образы проходящего или на блаженную вечность за порогом времени, которая частично переживается уже сейчас. Видь, от решения этого выбора, зависят реалии нашей жизни.
Обратив внимание на свое место в деле Божественного Промышления по отношению ко всему созданному, человек рассуждает в перспективе вечности. И если в деле Божественного Замысла для нас предлагается особое место и отношение, тогда мы просто не можем ни чего с этим не делать. Мы просто обязаны быть активной частью этого Замысла. В таком случае следует заняться работой над собой. Для того чтоб блаженная вечность стала практикой и реальностью жизни, а не осталась на грани рассуждений.
Внимательное осмысление своего места в мироздании Божием приводит человека к активному исполнению православной аскезы, аспекты которой перечислены ранее. Человек стремиться в кратчайший срок очистить почву своего сердца для хорошего зерна, плоды которого качественно изменять его жизнь. В наших силах стать плодородной почвой, а не камнем. В наших силах сделать себя более восприимчивыми к тайнам вечной жизни. В наших силах сделать себя способными к восприятию благовествования. Это возможно, так как сам Господь нам и в этом оказывает помощь.
Богочеловек Иисус Христос говорит со Своим человеком через Евангелие. Пытаясь обратить внимание на то величие и славу, которую Бог человеку приготовил. Сеяние пример проповеди Евангелия и в этом смысле сеяние продолжается по наши дни, и будет продолжаться до скончания времен. Но обратит ли внимание человек?
иеромонах Феофан (Кирилюк),
клирик Свято-Покровского храма, м. Луцк